Альтернативная коммуникация и слепые дети, А.В.Днепровская
Тема альтернативной коммуникации стала особенно популярной в нашей стране в последнее время. Это связано с увеличением количества детей, которые в силу разных причин нуждаются в дополнительных способах и приёмах общения, выражения своих желаний.
Главная идея данной работы – осветить и обобщить опыт использования альтернативной коммуникации тотально слепыми детьми, представленный в западной литературе, а также представить практические разработки российских учителей-дефектологов/тифлопедагогов, работающих с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения.
Приёмы альтернативной коммуникации - методы и средства продуманные, подобранные и разработанные с учетом особенностей восприятия и научения слепых детей - способствуют развитию у слепого ребёнка не только навыков общения, но и навыков осязания, восприятия предметов, абстрактного мышления, построению ассоциаций, помогают слепому ребёнку выразить себя, стать более самостоятельным и социальным; элементы альтернативной коммуникации используются и в дидактических целях – формирование представлений о времени, построение слов и предложений на схемах и пр.
Именно поэтому было решено сделать доступным для российского читателя опыт западных коллег, который могут легко перенять как специалисты, так и родители слепых детей.